муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа  №1"
г. Михайловска Ставропольского края
  • Функциональная грамотность

    Функциональная грамотность — основа жизненной и профессиональной успешности выпускников!

    Функциональная грамотность — вопрос, актуальный для педагогов, учеников и родителей. Эту задачу нужно решать только сообща. А в процессе можно получить удовольствие — ведь учиться для жизни всегда приятно. 

    Что такое функциональная грамотность ?

    Функциональная грамотность —это выработанная в процессе учебной и практической деятельности способность к компетентному и эффективному действию, умение находить оптимальные способы решения проблем, возникающих в ходе практической деятельности, и воплощать найденные решения.
     

    «Функционально грамотный человек способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений».

    Алексей Алексеевич Леонтьев лингвист, психолог, доктор психологических наук и доктор филологических наук


    Составляющие функциональной грамотности

    1. Читательская грамотность

    Способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

    2. Естественнонаучная грамотность

    Способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественнонаучными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественнонаучного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.

    3. Математическая грамотность

    Способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.

    4. Финансовая грамотность

    это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни; степень, в которой понимаются ключевые финансовые понятия, способность и уверенность в управлении личными финансами через соответствующие краткосрочные решения и долгосрочное финансовое планирование с учётом жизненных событий и изменений экономических условий.

    5. Креативное мышление

    Способность продуктивно участвовать в процессе выработки, оценки и совершенствовании идей, направленных на получение инновационных и эффективных решений, и/или нового знания, и/или эффектного выражения воображения.

    6. Глобальные компетенции

    Способность критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия; осознавать как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия могут оказывать влияние на восприятие, суждения и взгляды – наши собственные и других людей;  вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.
    Источник: https://rosuchebnik.ru/material/laboratoriya-funktsionalnoy-gramotnosti/

    Сегодня образование развивается в соответствии с новыми тенденциями в геополитической, экономической, культурной сферах и призвано сформировать конкурентоспособного и мобильного специалиста, востребованного на рынке труда. Именно функциональная грамотность призвана объединить в себе эти навыки и помочь применить их на практике.

    Одним из показателей нацпроекта «Образование» является вхождение России в топ 10 стран по результатам международных сопоставительных исследований.  К 2024 году все 85 субъектов России будут участвовать в исследованиях PISA. Это заявление государственного масштаба отражается в ряде отраслевых инициатив. Например, в совместном приказе Минпросвещения и Рособрнадзора «О внедрении новой методологии оценки качества образования» от 06.05.2019, где дается понятие функциональной грамотности и план работ на региональных и федеральных уровнях по ее внедрению. Кроме того, сегодня понятие функциональной грамотности включено в проекты новых ФГОС. 

    Нормативные документы

    Федеральные документы

    1.Федеральный закон от 29.12.2012 г № 273 «Об образовании В Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями);

    2.Указ Президента Российской Федерации  от 07 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях  и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»;

    3.МЕТОДОЛОГИЯ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В общеобразовательных ОРГАНИЗАЦИЯХ НА ОСНОВЕ ПРАКТИКИ МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, утвержденная  приказом Министерства просвещения Российской Федерации и приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 06.05.2019 N 590/219;

    4.Приказ Министерства просвещения РФ от 31.05.2021 № 287  «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

    Приложение к письму ФГБНУ ИСРО РАО от 21.02.2019 №01-10/67 "Краткая информация о проекте "Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся"
    Письмо ФГБНУ ИСРО РАО от 21.02.2019 №01-10/67
    Письмо Минпросвещения России от 15.09.2021 года № АЗ-581/03 Об организации работы по повышению качества образования в субъектах РФ
    Региональные документы
    Муниципальные документы
    Приказ отдела образования администрации Шпаковского муниципального округа от 23.09.2022г. №619-ОД 
    Документы ОУ

    Приказ "Об организации работы по функциональной грамотности в МБОУ СОШ №1 в 2023-2024 учебном году"

    План мероприятий, направленных на формирование и оценку функциональной грамотности обучающихся МБОУ СОШ № 1 города Михайловска на 2023 -2024 учебный год

    Положение  о рабочей группе по формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся общеобразовательных организаций на 2023/2024 учебный год

    Приказ об организации и контроле выполнения заданий  по оценке ФГ обучающихся образовательной организации на портале РЭШ (Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности)

    Анализ и адресные рекомендации  по итогам  выполнения заданий  по оценке ФГ 

    Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности:

    Медиатека (prosv.ru). Электронные учебники в Медиатеке. 1000 учебников с интерактивными объектами и удобной навигацией. Можно использовать через сайт или мобильное приложение.

    Доступ к электронным учебникам издательства «Просвещение».

    1. Читательская грамотность

    2. Математическая грамотность

    3. Финансовая грамотность

    4. Естественнонаучная грамотность

    Полезные ресурсы

    Функциональная грамотность школьников

    Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы

    Ссылка:http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная%20грамотность.pdf

    Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся

    Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования» Ссылка: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php

    Центр оценки качества образования ИСРО РАО

    Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира. Ссылка: http://www.centeroko.ru/

    Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА Ссылка: http://center-imc.ru/wp-content/uploads/2020/02/10120.pdf Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/2-ex__pisa.pdf

    Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/3-ex__pisa.pdf

    Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/5-ex__pisa.pdf

    Примеры открытых заданий по читательской грамотности Ссылка: https://rikc.by/ru/PISA/1-ex__pisa.pdf

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie