муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа  №1"
г. Михайловска Ставропольского края
  • Образовательные стандарты и требования

    О федеральных государственных образовательных стандартах:
     

    Федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) – это совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

    В 2023-2024 учебном году в МБОУ СОШ №1г. Михайловска реализуются следующие образовательные стандарты (по параллелям, в соответствии с ФГОС):

    ЗАЧЕМ НУЖНЫ ФГОС?

    Федеральные государственные образовательные стандарты обеспечивают:

    • единство образовательного пространства Российской Федерации;
    • преемственность основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования.

    ЧТО ПРЕДУСМАТРИВАЕТ ФГОС?

    Каждый стандарт включает 3 вида требований:

    1. требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
    2. требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
    3. требования к результатам освоения основных образовательных программ.

    ФГОС – это нормативный документ, в котором прописаны количественные и качественные требования к образовательной программе и результатам обучения школьников. Современная система обучения непрестанно совершенствуется, адаптируется под изменяющиеся условия в мире. Но, несмотря на это, структура новых ФГОС несущественно изменилась, они по-прежнему содержат основные пункты, которые обеспечивают следующие результаты:

    • развивают личностные качества учеников;
    • способствуют вариативности обучающих программ;
    • объединяют в одно педагогическую, обучающую и воспитательную деятельность;
    • способствуют формированию правильных паттернов мышления, духовных, социальных, культурных, экологических и трудовых навыков, необходимых для взрослой жизни;
    • поддерживают формирование правильной самоидентификации, способствуют патриотическому воспитанию.

    О федеральных государственных требованиях:

    273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»

    Статья 11. Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования. Образовательные стандарты.
    Федеральные государственные образовательные стандарты, образовательные стандарты и федеральные государственные требования характеризуют содержательную сторону процесса образования.

    Определения этих понятий содержатся в ст. 2 273-ФЗ:

    • Федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС) — совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утвержденных Министерством образования и науки РФ (ст. 2 п. 6);
    • Образовательный стандарт — совокупность обязательных требований к высшему образованию по специальностям и направлениям подготовки, утвержденных теми образовательными организациями высшего образования, которые определены Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» или указом Президента Российской Федерации (ст. 2 п. 7);
    • Федеральные государственные требования - обязательные требования к минимуму содержания, структуре дополнительных предпрофессиональных программ, условиям их реализации и срокам обучения по этим программам, утверждаемыми уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 2 п. 8).

    Цели принятия федеральных государственных образовательных стандартов и федеральных государственных требований закреплены законодателем в ч. 1 комментируемой статьи. Они призваны обеспечить:

    • Единство образовательного пространства Российской Федерации;
    • Преемственность основных образовательных программ;
    • Вариативность содержания образовательных программ соответствующего уровня образования (они предоставляют возможность формирования образовательных программ различного уровня сложности и различной направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся);
    • Государственные гарантии уровня и качества образования (в них установлены единые обязательные требования к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения).

    ФГОСы и образовательные стандарты имеют особое значение для организации образовательного процесса, поскольку выступают основой для разработки основных образовательных программ, программ учебных курсов, контрольно-измерительных материалов, учебно-методической литературы, проведения государственной (итоговой) и промежуточной аттестации обучающихся, аттестации педагогических работников и административно-управленческого персонала государственных и муниципальных образовательных организаций.

    Они принимаются за основу при осуществлении контроля и надзора в области образования, формировании системы внутреннего мониторинга качества образования, разработке нормативов финансового обеспечения образовательной деятельности образовательных организаций и т. д.

    Для реализации каждого ФГОС образовательная организация разрабатывает образовательную программу, под которой понимается (ст. 2 п. 9 273 -ФЗ) комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. По уровням общего и профессионального образования, по профессиональному обучению реализуются основные образовательные программы (ООП), по дополнительному образованию, дополнительные образовательные программы ( ч. 2 ст.12  273-ФЗ).

    ФГОС включает в себя требования к:

    • структуре основных образовательных программ и их объему (так, например, ФГОС устанавливает соотношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений);
    • условиям реализации основных образовательных программ (ФГОС определяет кадровые, финансовые, материально-технические и другие условия реализации ООП);
    • результатам освоения основных образовательных программ.

    Об образовательных стандартах:
     

    В 2023-2024 учебном году 5-7 классы обучаются по новому ФГОС , 10 классы обучаются по обновленному ФГОС, 8-9, 11 классы обучаются по федеральным государственным образовательным стандартам (ФГОС).

    О сроках и порядке  перехода на обновленные ФГОС

    Установлено, что переход школ на обновленные ФГОС осуществляется в следующие сроки:

    • 2022/2023 учебный год – 1 и 5 классы, остальные классы по мере готовности школ;
    • 2023/2024 учебный год – 1-4, 5-7 классы, остальные классы по мере готовности школ;
    • 2024/2025  учебный год —  1-9 классы;
    • 2023/2024 учебный год — старшие классы.

    Федеральные  документы

    Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России №286 от 31.05. 2021 года "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования"

    Приказ МИНПРОСВЕЩЕНИЯ России №287 от 31.05. 2021 года "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования"

    Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования
    Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее - ФГОС)

    - Письмо Министерства просвещения РФ от 31 августа 2021 г. № 03-1420 “Об изучении учебного предмета "Второй иностранный язык"

    - Письмо Министерства просвещения РФ № 03-1899 от 11 ноября 2021 г. Об обеспечении учебными изданиями обучающихся в 2022/23 учебном году

    - Письмо Минпросвещения России от 15.02.2022 N АЗ-113/03 "О направлении методических рекомендаций" (вместе с "Информационно-методическим письмом о введении федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования")

    Примерные рабочие программы по учебным предметам: https://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm

    Региональные документы

    О подготовке к введению обновленных федеральных государственных образовательных стандартов и организационное сопровождение по формированию функциональной грамотности обучающихся

    СОДЕРЖАНИЕ И МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ОБНОВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ, ОЦЕНКА И ФОРМИРОВАНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ ОБУЧАЮЩИХСЯ КАК УСЛОВИЕ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

    - Приказ № 2306-пр от 30 декабря 2021 года «Об организации работы по введению обновленного федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования на территории Ставропольского края»

     - План-график мероприятий введения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования на территории Ставропольского края

    Муниципальные нормативно-правовые акты

    - Приказ комитета образования  администрации Шпаковского муниципального округа  от 27 января 2022 № 52-ОД «Об организации работы по введению обновленного федерального государственного образовательного стандарта начального общего и основного общего образования на территории Шпаковского муниципального округа»

     - План-график мероприятий введения обновленных федеральных государственных образовательных стандартов начального общего и основного общего образования на территории Шпаковского муниципального округа Ставропольского края»

    Документы ОО

    Модель реализации ФГОС в МБОУ СОШ № 1  проходит по следующим направлениям:

    • организационные мероприятия; создание нормативного обеспечения реализации ФГОС ООО;
    • кадровое обеспечение реализации ФГОС ООО; создание финансового обеспечения реализации ФГОС ООО;
    • создание материально-технического обеспечения реализации ФГОС ООО;
    • создание организационно-информационного и методического сопровождения реализации ФГОС ООО.

    I. Организационные мероприятия

         1. Создание координационного совета

    1. Разработано положение о координационном совете.
    2. Издан приказ по школе о создании координационного совета и о руководителе координационного совета.
    3. Разработан план мероприятий по реализации ФГОС в школе.
    4. Создана творческая группа.

    II. Создание нормативного обеспечения реализации ФГОС ООО

    -Приказ МБОУ СОШ № 1 "О создании рабочей группы по обеспечению перехода на обучение по  ФГОС ООО"

    -Перспективный План (Дорожная карта)  МБОУ СОШ № 1 перехода на обучение по  ФГОС ООО на 2021-2027 годы

    -Согласие родителей на переход на новый ФГОС

     -Положение о рабочей группе по введению обновленных ФГОС в 2022 году (ЭП)

    ____________________________________________________________________________________________________

    ФГОС первого и второго поколения:

    ФГОС основного общего образования  Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897  ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Ссылка);

    ФГОС основного общего образования (Смотреть);

    ФГОС среднего общего образования (Смотреть);

    ФГОС начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья(Смотреть);

    ФГОС обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (Смотреть).

     https://edsoo.ru/

    РЕЕСТР ПРИМЕРНЫХ ОСНОВНЫХ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

    Примерные рабочие программы

    Конструктор учебных программ

    Учебные предметы

    Типовой комплект методических документов

    Уважаемые родители (законные представители)!
    В 2022/23 учебном году Ваши дети начнут учиться по новому ФГОС ООО. Приглашаем Вас принять участие в проектировании учебного плана основной образовательной программы. Ответы на вопросы анкеты помогут сформировать учебный план для Ваших детей с учетом их индивидуальных потребностей. Внимательно прочитайте и честно ответьте на вопросы, Ваше мнение важно для регулирования деятельности.

    Ответить на вопросы: "Анкета для родителей будущих пятиклассников «Выбор учебных предметов и курсов для учебного плана с 5-го по 9-й класс по новому ФГОС ООО (2021)»  на 2023-2024 учебный год

    В обновлённых ФГОС сформулированы максимально конкретные требования к предметам всей школьной программы соответствующего уровня, позволяющие ответить на вопросы: что конкретно школьник будет знать, чем овладеет и что освоит. Обновлённые ФГОС также обеспечивают личностное развитие учащихся, включая гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое воспитание.

    1.Вариативность

    Обновленные ФГОС НОО и ООО закрепляют требования, чтобы содержание ООП НОО и ООО было вариативным. Это значит, что школы все больше должны ориентироваться на потребности учеников и предлагать им различные варианты программ в рамках одного уровня образования. Школа может обеспечить вариативность ООП тремя способами.

    Первый – в структуре программ НОО и ООО школа может предусмотреть учебные предметы, учебные курсы и учебные модули.

    Второй – школа может разрабатывать и реализовывать программы углубленного изучения отдельных предметов. Для этого на уровне ООО добавили предметные результаты на углубленном уровне для математики, информатики, физики, химии и биологии.

    Третий способ – школа может разрабатывать и реализовывать индивидуальные учебные планы в соответствии с образовательными потребностями и интересами учеников.

    Вариативность дает школе возможность выбирать, как именно формировать Программы НОО и Программы ООО. Учителя смогут обучать учеников в соответствии с их способностями и запросами и так, как считают нужным. При этом, однако, нужно учитывать и требования к предметным результатам.

    2.Планируемые результаты

    В обновленных ФГОС подробнее описывают результаты освоения ООП НОО и ООО – личностные, метапредметные, предметные.

    Предметные результаты

    Обновленные ФГОС 2021 года определяют четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Появилось конкретное содержание по каждой предметной области. Например, во ФГОС НОО конкретизировали предметные результаты по каждому модулю ОРКСЭ – «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры», «Основы религиозных культур народов России», «Основы светской этики».

    Во ФГОС ООО отдельно описали предметные результаты для учебного предмета «История» и учебных курсов «История России» и «Всеобщая история».

    На уровне ООО установили требования к предметным результатам при углубленном изучении некоторых дисциплин. Это учебные предметы «Математика», включая курсы «Алгебра», «Геометрия», «Вероятность и статистика»; «Информатика»; «Физика»; «Химия»; «Биология».

     Обратите внимание, что предметные результаты в новых ФГОС не согласовываются с требованиями концепций преподавания физики, астрономии, химии, истории России. Поэтому учителям придется в своих рабочих программах одновременно учитывать и требования ФГОС, и требования концепций. Еще сделали уточнение, что школы со статусом федеральных и региональных инновационных площадок вправе самостоятельно определять достижение промежуточных результатов по годам обучения, независимо от содержания примерных ООП.

    3.Метапредметные и личностные результаты

    Обновленные ФГОС, как и прежде, требуют системно-деятельностного подхода. Они конкретно определяют требования к личностным и метапредметным образовательным результатам. Если в старых стандартах эти результаты были просто перечислены, то в новых они описаны по группам. Личностные результаты группируются по направлениям воспитания:

    • гражданско-патриотическое;
    • духовно-нравственное;
    • эстетическое;
    • физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия;
    • трудовое;
    • экологическое;
    • ценность научного познания.

    Метапредметные результаты группируются по видам универсальных учебных действий:

    • овладение универсальными учебными познавательными действиями – базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией;
    • овладение универсальными учебными коммуникативными действиями – общение, совместная деятельность;
    • овладение универсальными учебными регулятивными действиями – самоорганизация, самоконтроль.

    В прежних ФГОС (2009 и 2010 годов) личностные и метапредметные результаты описывались обобщенно. А в новых – каждое из УУД содержит критерии их сформированности. Например, один из критериев, по которому нужно будет оценивать сформированность регулятивного УУД «Самоорганизация», – это умение ученика выявлять проблемы для решения в жизненных и учебных ситуациях. Теперь с таким подробным и конкретным описанием планируемых результатов педагогам будет проще организовывать на уроках систему формирующего оценивания.

    4.Пояснительная записка к Программе

    Раньше содержание пояснительной записки было разным для НОО и ООО. Теперь требования стали едиными. На уровне НОО указывать в записке состав участников образовательных отношений и общие подходы к организации внеурочной деятельности не нужно. А на уровне ООО необходимо добавить общую характеристику программы. Также в пояснительных записках к ООП НОО и ООО необходимо прописать механизмы реализации программы.

    5.Содержательный раздел Программ

    Изменили требования и к структуре содержательного раздела программ. На уровне НОО убрали программу коррекционной работы и программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. На уровне ООО вместо программы развития УУД указали программу формирования УУД. Еще дополнили содержательный раздел НОО и ООО рабочими программами учебных модулей.

    В итоге, согласно новым стандартам, содержательный раздел ООП НОО и ООО должен содержать:

    • рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности, учебных модулей;
    • программу формирования УУД;
    • рабочую программу воспитания.

    Также в содержательный раздел программы ООО должна быть включена программа коррекционной работы в том случае, если в школе обучаются дети с ОВЗ.

    6.Рабочие программы педагогов

    Рабочие программы учебных предметов, учебных курсов, курсов внеурочной деятельности и учебных модулей нужно формировать с учетом рабочей программы воспитания. Тематическое планирование рабочих программ теперь должно включать возможность использования ЭОР и ЦОР по каждой теме. Кроме того, в рабочих программах внеурочной деятельности нужно указывать формы проведения занятий.

    7.Рабочая программа воспитания

    Внесли изменения в структуру рабочей программы воспитания. Обновленные ФГОС конкретизируют содержание календарного плана воспитательной работы, который входит в организационный раздел Программ ООН и Программ ООО. Он должен содержать перечень событий и мероприятий воспитательной направленности, которые организует и проводит школа или в которых она принимает участие.

    Требования к рабочей программе воспитания НОО стали мягче. Законодатели указали, что программа воспитания для НОО может, но не обязана включать модули, и описали, что еще в ней может быть ( ФГОС НОО). Для ООО модульная структура также стала возможной, а не обязательной. Но для этого уровня образования добавили обязательные требования к рабочей программе воспитания. Так, она должна обеспечивать целостность образовательной среды, самореализацию и практическую подготовку учеников, учет социальных потребностей семей ( ФГОС ООО)

    8.Программа формирования универсальных учебных действий

    По обновленному ФГОС ООО нужно разрабатывать программу формирования УУД, а не программу развития УУД, как это было раньше. То есть теперь программа имеет одинаковое название на уровнях НОО и ООО: «Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся». Требований к программе формирования УУД стало меньше. Для уровня ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества.

    Для ООО прописали, что теперь нужно формировать у учеников знания и навыки в области финансовой грамотности и устойчивого развития общества (п. 32.2 ФГОС ООО)

    9.Предметные области и предметы

    В предметной области «Математика и информатика» появился учебный предмет «Математика». В него входят учебные курсы «Алгебра», «Геометрия» и «Вероятность и статистика». Также изменили структуру предметной области «Общественно-научные предметы». Теперь учебный предмет «История» включает учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». В предметную область «ОРКСЭ» и «ОДНКНР» входят учебные модули по основам православной, исламской, буддистской, иудейской культур, религиозных культур народов России, светской этике. Родители могут выбрать любой модуль. Свое решение им понадобится оформить письменно – подготовить заявление (п. 32.1 ФГОС НОО, п. 33.1 ФГОС ООО). Форма такого заявления не утверждена, школа вправе разработать шаблон самостоятельно.

    Изучение родного и второго иностранного языка на уровне ООО

    Теперь изучение родного и второго иностранного языка можно организовать, если для этого есть условия в школе ( Для Организаций, в которых языком образования является русский язык, изучение родного языка и родной литературы из числа языков народов Российской Федерации, государственных языков республик Российской Федерации осуществляется при наличии возможностей Организации и по заявлению родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся пункт 32.1 ФГОС НОО, пункт 33.1 ФГОС ООО).  

    Изучение второго иностранного языка из перечня, предлагаемого Организацией, осуществляется по заявлению обучающихся, родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся и при наличии в Организации необходимых условий – п.33.1. ФГОС ООО.

    При этом также надо получить заявления родителей. Если ранее в школе не получали таких заявлений, нужно будет их собрать (п.33.1. ФГОС ООО)

    10.Объем урочной и внеурочной деятельности

    ФГОС НОО (2009 года):

    2904 – минимум, 3345 – максимум

    ФГОС ООО (2010 года):

    5267 – минимум, 6020 – максимум

    ФГОС НОО (обновленный ФГОС-2021):

    2954 – минимум, 3190 – максимум (п. 32.1 ФГОС НОО)

    ФГОС ООО (обновленный ФГОС-2021):

    5058 – минимум, 5549 – максимум (п. 33.1 ФГОС ООО)

    Уменьшили объем внеурочной деятельности на уровне НОО. Теперь вместо 1350 можно запланировать до 1320 часов за четыре года.

    11.Особенности обучения детей с ОВЗ

    В разделе «Общие положения» указали, что ФГОС НОО не нужно применять для обучения детей с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями. Адаптированные программы на уровне ООО разрабатывают на основе нового ФГОС ООО. Для этого в него внесли вариации предметов. Например, для глухих и слабослышащих можно не включать в программу музыку. При этом для всех детей с ОВЗ вместо физкультуры надо внести адаптивную физкультуру. Если школа увеличивает срок освоения адаптированной программы до шести лет, то объем аудиторных часов не может превышать 6018.

    12.Использование электронных средств обучения, дистанционных технологий

    Старый ФГОС 2009 и 2010 годов таких требований не устанавливал. Теперь обновленный ФГОС фиксирует право школы применять различные образовательные технологии. 

    13.Деление учеников на группы

    Зафиксировали, что образовательную деятельность можно организовать при помощи деления на группы. При этом учебный процесс в группах можно строить по-разному: с учетом успеваемости, образовательных потребностей и интересов, целей ( ФГОС НОО, ФГОС ООО)

    14.Информационно-образовательная среда

    Зафиксировали, что доступ к информационно-образовательной среде должен быть у каждого ученика и родителя или законного представителя в течение всего периода обучения (п.34.3 ФГОС НОО, п. 35.3 ФГОС ООО)

    15.Оснащение кабинетов

    Обновленные ФГОС ООО устанавливают требования к оснащению кабинетов по отдельным предметным областям. В частности, кабинеты естественнонаучного цикла нужно оборудовать комплектами специального лабораторного оборудования (п.36.3 ФГОС ООО)

    16.Обеспечение учебниками

    Школа обязана обеспечить каждого ученика минимум одним экземпляром учебника в печатном виде, дополнительно можно предоставить электронную версию (п. 36.1 ФГОС НОО, п. 37.3 ФГОС ООО)

    17.Психолого-педагогические условия

    В обновленных ФГОС акцентировали внимание на социально-психологической адаптации к условиям школы. Также расписали порядок, по которому следует проводить психолого-педагогическое сопровождение участников образовательных отношений (п. 37 ФГОС НОО, п. 38 ФГОС ООО)

    18.Повышение квалификации педагогов

    Исключили норму, по которой педагоги должны повышать квалификацию не реже, чем раз в три года. В Законе об образовании ФЗ-273 эта норма по-прежнему закреплена, что педагог вправе проходить дополнительное профессиональное образование раз в три года и обязан систематически повышать квалификацию. Но теперь нет указания, как часто он должен это делать (п. 38.2 ФГОС НОО, п. 39.2 ФГОС ООО)

    Сайт использует сервис веб-аналитики Яндекс Метрика с помощью технологии «cookie». Это позволяет нам анализировать взаимодействие посетителей с сайтом и делать его лучше. Продолжая пользоваться сайтом, вы соглашаетесь с использованием файлов cookie